По-новому взглянула на классические произведения. Переосмыслила свое отношение к массовой литературе. Отдельное спасибо за сравнение авторов бестселлеров и алхимиков. Очень наглядно получилось.
Прочитав, получила не только массу полезной информации, но и удовольствие от подачи материала.
Донести до обычного читателя научные истины в доступной форме - дорогого стоит. Конечно, я могу не со всем согласиться, но под большинством из Ваших догматов я бы подписалась.
Цитата: "И тем не менее, на ТТП есть произведения куда более талантливые, чем канонические книги Дж. Роулинг". Согласна. Только для каждого читателя шедевры свои. Сколько читателей, столько и мнений.
Lumos, спасибо за отзыв! Рада, что сумела подать материал. Было трудновато... В общем-то это всё общетеоретические сведения, но практикующим писателям мне их пока объяснять не доводилось. Коллеги-филологи, студенты, школьники, просто читатели - это совсем другое. ΠΛΕΙΝ ΑΝΑΓΚΗ ΖΗΝ ΟΥΚ ΑΝΑΓΚΗ
jigga, спасибо! Насчёт того, что сколько читателей - столько и шедевров, вы, в общем, правы. Сама могу обливаться слезами над самым дурацким текстом: зацепило! Но вообще надо учитывать, что при филологическом анализе реальные эмоции для объективности в расчёт не идут, выполняется определённая последовательность операций, как при решении уравнения. И результат не всегда совпадает с мнением читателей и критиков, которые как раз все эмоции учитывают. Филологи в результате дают прогноз надолго вперёд, а не на сейчас. Роман Чернышевского "Что делать?" имел успех чудовищный, невероятный. С точки зрения теории литературы, соотношения формы и содержания - фигня полная. Как следствие его сейчас никто не знает и не читает кроме всё тех же филологов. ΠΛΕΙΝ ΑΝΑΓΚΗ ΖΗΝ ΟΥΚ ΑΝΑΓΚΗ
Астрея, спасибо за отзыв! Работ по литературному фандому действительно маловато, я с вами согласна. Нас всё как-то больше антропологи и этнологи изучают, что немного обидно. А ведь фанфики - это литература! (Пардон за самоцитирование). Модернизм/постмодернизм уж давно буйным цветом цветёт, а народ всё по старинке ждёт, пока по телевизору окончательный список классиков перечислят, а уж в фандоме, известное дело, одни неудовлетворённые жизнью домохозяйки подвизаются, там приличным людям читать нечего. Продолжение вроде бы планируется, во всяком случае на ещё одну статью редакция ТТП намекала. ΠΛΕΙΝ ΑΝΑΓΚΗ ΖΗΝ ΟΥΚ ΑΝΑΓΚΗ
Продолжение вроде бы планируется, во всяком случае на ещё одну статью редакция ТТП намекала.
Ура! Это здорово!
Quote (olala)
А ведь фанфики - это литература!
У меня отзыв получился как бы на две ваши статьи. Каюсь.
Quote (olala)
Модернизм/постмодернизм уж давно буйным цветом цветёт, а народ всё по старинке ждёт, пока по телевизору окончательный список классиков перечислят, а уж в фандоме, известное дело, одни неудовлетворённые жизнью домохозяйки подвизаются, там приличным людям читать нечего.
а как же ж! тут тебе и сублимация, и тайные желания, и слэш, и яой, и НЦ-а, и ваще извраты всякие! а уж кого только с кем не скрещивают - читать страшно))) (недавно услышала про пейринг Кальмар/Хогвартс)
а уж кого только с кем не скрещивают - читать страшно
Кальмар - отлично! Сама мечтаю написать о приключении Амбридж со стадом/племенем кентавров. Лишь бы не слэш типа яой! Вот не могу понять, почему меня так раздражает, когда о сексе между мужчинами пишут дамы? Как-то не так, что ли, пишут? Хотя есть же "Горбатая гора" (повесть, не фильм), там вроде бы всё нормально... то есть, естественно... В общем, красиво и объяснимо. ΠΛΕΙΝ ΑΝΑΓΚΗ ΖΗΝ ΟΥΚ ΑΝΑΓΚΗ
Хорошая статья, olala, мне очень понравилась. Сама уже год планирую написать что-то подобное... но руки не доходят. Да, я вполне ещё такова, что могу вызвать суматоху!
olala, хорошая статья - коротко и понятно об основном. Только интересно, когда автор начинает писать. он знает ЧТО он пишет заранее? ИЛи это как выходит?
Bodler, спасибо за отзыв и за вопрос. Вопрос безумно интересный. Честно говоря, литературоведение этим не занимается, литературоведы имеют дело с текстом. А тут больше психология. Есть авторы, которые всегда пишут только одним из этих способов, есть и те, кто пишут всеми тремя способами... Видимо, это вопрос вдохновения/настроения: а сейчас мне хочется вот так!
Но выбор совершенно точно определяется не уровнем мастерства или размером отпущенного свыше таланта. И классическое произведение, и бестселлер, и массовый роман может быть и замечательным, и просто хорошим, и откровенно негодным (это показывает полный анализ текста).
Мне думается, что сознательно запрограммировать себя на определённый способ работы с текстом всё-таки невозможно. Есть примеры, когда классик становится известен в веках по одному-единственному своему произведению, причём такому, где он просто оторвался, а не думал о высоких идеалах (П. Ершов, "Конёк-горбунок"). Массовый роман "Дафнис и Хлоя", классический образчик для практически всех современных романов в мягких обложках, написан... в общем, задолго до нашей эры, причём его автор, естественно, думал только о том, как возбудить самые простые инстинкты читателя. Ну и, конечно, нет счёта бестселлерам, которые автор задумывал как классику, а они вдруг превратились в отличную массовую литературу (романы Марининой). Или один классический роман превращался в нормальную коммерческую серию бестселлеров ("Дозоры" Лукьяненко-Васильева). Или автор писал стопроцентно успешный, кассовый роман-бестселлер, а потом бывал сильно разочарован: и в приличное общество после него не принимают, и денег не заработал... Последний случай особенно обиден для авторского самолюбия: ну почему?! У Набокова же получилось!
ΠΛΕΙΝ ΑΝΑΓΚΗ ΖΗΝ ΟΥΚ ΑΝΑΓΚΗ
Сообщение отредактировал olala - Четверг, 19.05.2011, 05:57
olala, да я вот тоже думаю, то не возможно так взять и сказать "Напишу ка я классику" - и копеть над ней. Ведь если произведение не пишется назаказ, а пишется по желанию души, сначала все таки появляется сюжет. идея. А потом эта идея обрастает образами, и уже из-под пера автора соответственно этим образам выходит произведение. И только написав его можно уже решить - что же это такое получилось.
С огромным удовольствием и интересом прочитала и статью, и дискуссию к ней.
Olala, а если вас не затруднит :) Можно маленькую лабораторную? Всегда очень любопытно теорию на практике применить. вы не могли б привести по одному-два примера? ну, скажем, из недавно вами прочитанных с ТТП.
windwingswrites, вот вам учтивые примеры. В "Заброшенной теплице" (и ряде других ваших фиков) вы действовали как классик, в "Однажды она ожила" (и, опять-таки, в ряде других ваших фиков) - как автор бестселлера. Но приёмов массовой литературы в чистом виде у вас нет. Зато мы с вами недавно читали "Обещание" Mrs-Snape, вы ей ещё попеняли за избитость темы, речевых оборотов и т.п. Так вот, на самом деле это всё были блоки, из которых собирается массовый сентиментальный роман. Там словесные находки вроде тех, которыми вы блистали в "Теплице" и др., не только не нужны, но даже и вредны - отвлекают, разбивают нужное настроение. Естественно, примеров можно привести и больше, но это уже будет работа, к тому же не лишённая разного рода этических осложнений. ΠΛΕΙΝ ΑΝΑΓΚΗ ΖΗΝ ΟΥΚ ΑΝΑΓΚΗ